Малайзия

Информация на 2-3.2006 и 1-3,5-6.2008
Виза
Для граждан России и стран СНГ виза в Малайзию не нужна на срок до 30 дней(Россия, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Украина, Узбекистан, срок не продлевается), Беларуссия(также только можно продлить еще на месяц), до 90 дней (Киргизстан, не продлевается). При пересечении границы ставится въездной штамп Social Visit без права на работу. Для более длительного прибывания в стране необходимо получить визу, можно продлить. Продление делается в иммиграционном офисе в крупных городах. Просрочивших срок прибывания ждет как минимум штраф и через суд.
Саравак и Сабах имеют автономию в иммиграционном плане, при пересечении границы штатов нужно проходить пасспортный контроль с проставлением въездных и выездных отметок.
Международные переходы
Из Таиланда:
1. Sadao-Changloon - основной переход на главной трассе, автопереход, но можно и пешком.
2. Sadao-Padang Besar - рядом с первым, железнодорожный, авто.
3. Betong-Pengkalan
4. Sungai Kolok-Rantau Panjang - авто и железнодорожный.
5. Tak Bai-Kg.Pengkalan Kubor - переход на восточном побережье

Из Сингапура:
1. дамба в Johor Bahru - пеший, авто и железнодорожный,
2. по хайвею на западе Сингапура - авто,
подробнее об этих и других переходах в описании Сингапура.

Из Индонезии:
1. Entikong-Tebedu - на острове Калимантан(Борнео) в штат Саравак к югу от Kuching, есть автобусы Понтианак-Кучинг, 15USD, можно и локальными автобусами. Расстяние между пограничными КПП несколько метров.
2. по морю можно перебраться на катере:
а) с острова Batam или Bintan архипелага Риау недалеко от Сингапура в Pasir Gudang к востоку от Johor Bahru,
б) из Pekanbahru или Dumai на Суматре в Port Klang, Port Dickson или Melaka,
в) из Belavan что рядом с Medan катер в Georgtown на Pinang,
г) из Таракана(Tarakan) или Нунукана(Nunukan) что на восточном Калимантане ходят ежедневные катера в Тавау(Tawau) штат Сабах на Борнео, из Нунукана утром и в полдень несколько катеров, цена 70000 Рупий(почти 8USD), в пути 1-1,5 часа.

Из Брунея:
Четыре перехода на основной трассе из Саравака в Сабах, автопереходы, работают с шести утра до десяти вечера. Подробнее в описании Брунея. Также есть ежедневный быстрый катер из Муары, что недалеко от столицы Брунея Бандар Сери Бегавана в Лабуан, остров штата Сабах.

Из Филиппин:
С острова Минданао, из Замбоанги в Сандакан, штат Сабах два раза в неделю ходит паром или быстрый катер. Стоимость около 60USD. Подробнее в описании Филиппин.
Автомобильные дороги
Дороги континентальной Малайзии:
Левостороннее движение. Сеть дорог развита. Большая часть их сосредоточена по западному побережью. Восточное побережье как и центр полуострова меньше заселено и дорог там меньше.
Основные трассы все имеют хорошее или отличное асфальтовое покрытие и как правило по одной полосе в каждом направлении.
Перечислим их:
трасса 1 - до постройки хайвея была основной, идет от Changloon (граница с Таиландом) через города Alor Setar, Butterworth, Ipoh, Kuala Lumpur, Rembau, Segamat и заканчивается в Johor Bahru. Сильно петляет, местами загружена.
трасса 2 - из Kuala Lumpur в Kuantan.
трасса 3 - трасса восточного побережья идет от границы с Таиландом (Rantau Panjang) через Kota Bahru, Kuala Terengganu, Kuantan, Kota Tinggi до Johor Bahru.
трасса 4 - отходит от 3 трассы на севере страны и идет на западное побережье превращаясь в 76 трассу, а та в первую.
трасса 5 - трасса западного побережья начинается в Ipoh далее на запад к морю и по берегу через Sabak, Kuala Selangor, Klang, Port Dickson, Melaka, Muar, Batu Pahat и в конце концов сливается с первой трассой недоезжая до Johor Bahru.
трасса 7 - от границы с Таиландом(Padang Besar) через Kangar до Alor Setar.
трасса 8 - из Kota Bahru на юг через Machang, Kuala Krai, Kuala Lipis и за Bentung сливается со 2 трассой.
трасса 9,10 и 12 - начинаются из 2 трассы и идут на юг до первой трассы, трассы параллельны.
трасса 11 - перемычка от 9 до12 трассы.
трасса 14 - альтернатива 3 трассы на участке Kuantan-Kuala Terengganu.
Хайвеи(Expressway):
E1-E2 - основная трасса страны, отходит от первой трассы километрах в 40 от границы с Таиландом и заканчивается в Johor Bahru. Платная на всем протяжении кроме участков играющих роль объездных крупных городов - Butterworth, Ipoh. В Kuala Lumpur идет через город, где меняет индекс. Далее до Johor Bahru крупных городов не пересекает. Трасса быстрая с отличным покрытием, пробок почти не бывает, настоящий автобан. Еще стоит отметить шикарный сервис на стоянках хайвея. Там есть не только кафе и туалет, а так-же комната для молитвы, душевая и ... детская площадка. Деньги за проезд собираются на "тулгейтах", причем существуют несколько систем оплаты (карточки). Стоимость проезда в среднем 1 Рингит на километр для легковой машины.
E3 - отходит от E2 недоезжая Johor Bahru и направляется в Сингапур.
E5 - от E2 чуть южнее Kuala Lumpur до порта в Klang.
E6 - внешняя объездная Kuala Lumpur (с запада).
E7 - из Klang на восток (недалеко).
E8 - из Kuala Lumpur на восточное побережье. Готова только до Куантана(Kuantan), далее на север строится.
E9 - дублирует E2 но небольшом участке южнее Kuala Lumpur.
E11 - внутренняя объездная Kuala Lumpur (с запада).
E15 - из Butterworth на восток (недалеко).
Также есть восточная объездная Kuala Lumpur, но как хайвей она не значится хотя имеет все его признаки.

Дороги Саравака и Сабаха:
Дорожная сеть отлична от континентальной, малоразвита и качество не самое лучшее. По структуре и качеству покрытия дороги напоминают российские трассы, по одной полосе в каждую сторону, иногда три полосы на всех. В окрестностях Кучинга и Кота Кинабалу трассы в форме моторвея по две полосы в каждую сторону.
трасса 1(A1) - основная трасса из Кучинга в Кота Кинабалу и далее в Кудат через Сибу, Бентулу, Мири и Бруней. Дорог в объезд Брунея совершенно никаких нет. В Сараваке немало судоходных рек вдоль которых нет никаких дорог, только по рекам. Есть трасса из Кучинга в Индонезию. Между Бентулу и Мири две трассы, старая дальше от берега и новая почти по берегу моря. В Сабахе есть горный и опасный участок с плохим покрытием, сползание почвы вместе с трассой. Качество покрытия от удовлетворительного до хорошего местами с неудовлетворительными участками.
трасса 22(A4) - от первой трассы чуть севернее Кота Кинабалу на восток в Сандакан через Ранау. Качество покрытия в основном хорошее.
трасса 13(A5) - от 22 трассы недалеко от Сандакана на юг в Тавау через Лахад Дату. Качество покрытия в основном хорошее.

Указатели на всех дорогах присутствуют, удобно читаются и претензий к ним нет.
Стоимость топлива на всех заправках одинакова(указана в Рингитах):
92-93- 1,87(2006г),
95-97- 1,91(2006г),
Дизель- 1,574(2006г).
Цена топлива с учетом субсидий правительства, 5 июня 2008 года правительство резко снизило субсидирование и топливо выросло с 1,91 до 2,7 за бензин и с 1,58 до 2,5 за солярку.

Автобусное сообщение присутствует. Ввиду высокого для Азии уровня жизни локальных автобусов немного, только в Сабахе немало локальных микроавтобусов. Стоимость междугороднего сообщения около 10 Рингит на 100 километров, цены до урезания субсидий на топливо. Проезд в городских автобусах столицы стоит около 2 Рингит, в остальных городах 0,5-0,8 Рингит.
Железные дороги
Железных дорог немного. Основное направление из Таиланда в Сингапур. Пассажирское движение есть по основному направлению. В окраинах Kuala Lumpur присутствует пригородное движение электропоездов. Есть два направления:
1. Sentul(KL)-Port Klang,
2. Rawang-Seremban, через столицу.
Имеется скоростная ветка из Kuala Lumpur в международный аэропорт (KLIA Express).
В столице несколько систем городского рельсового транспорта:
1. одна ветка монорельсового поезда из двух сочлененных вагонов(KL Monorail).
2. одна ветка надземно-подземного метро(PUTRA).
3. две ветки надземного электропоезда(STAR).
Все городские и пригородные линии, кроме STAR имеют точку пересечения. Это вокзал под названием Sentral. Оплата проезда позонно. Стоимость проезда 0,7-2,5 Рингит за поездку.

Также есть узкоколейная ветка в Сабахе на Борнео. Из Кота Кинабалу на юг вдоль берега в Бофорт и далее через горы в Теном. В данный момент движения нет по причине реконструкции пути.
Деньги и цены
Валюта Малайзии именуется Рингит. Рингит делится на 100 сен. В разговоре чаще употребляют не рингит а доллар, если малайзийцы говорят доллар то подразумевают именно рингит.
Курс был в 2006 1USD=3,72 Рингит, в 2008 стал 3,20 Рингит.
Деньги меняют как в банках так и в обменных пунктах. Банкоматы повсеместны и почти все международные.
В обороте имеются купюры:
1,2(редко),5(пластик),10,50,100 Рингит
Монеты:
1 Рингит(уже не попадаются),
1,5,10,20,50 Сен.

Цены чуть дороже чем в Таиланде. В городах и городках повсеместно распространены многочисленные ресторанчики или кафе. Небольшая порция нормальной еды в кафе от 2(без мяса)-2,5-3 Рингита, но это минимальные цены, есть не везде, обычные цены 5-6 Рингит. Есть экстремально дешевая порция лапши с небольшими овощными добавками всего за один Рингит, иногда в нагрузку дадут немного бульону, как впрочем и при заказе более дорогих блюд. Представлены три кухни: малайская, китайская и индийская, причем частенько все кухни совмещены в одном заведении. Безалкогольные напитки представлены в широком ассортименте, иногда до 50 разновидностей, это естественно чай, кофе, какао и другие, стоимость от одного до двух Рингит, предлагаются как правило в тех-же кафешках где и еда. Алкогольные напитки дороги и в кафешках, естественно только китайских, есть только пиво. Фабричные продукты лучше покупать в супермаркете. Некоторые цены(в Рингитах): хлеб(около 400гр) 1,5 до 2,5, кило сахара 2, сок(литр) 2, лапша(400гр) 1,7-2,3, сосиськи( 340гр) 2-2,5, курица около 10. Фрукты на рынке 3-7 за килограмм. Морская рыба на рынке дешева только в прибрежных городах, например в Тавау килограмм мелкой рыбы стоит всего 1-1,5 Рингита, хорошая за 3-5 Рингит, кольмары и креветки также дешевы.
Гостиницы
Гостиницы в Малайзии стоят от 16 Рингит, в столице от 30 Рингит. Это минимальные цены, с минимумом удобств и часто в ужасном состоянии и найти иногда не всегда удается, средние цены повсеместно 50-70 Рингит.
Связь с внешним миром
Интернет стоит 2-2,5 максимум 3 рингита за час, минимальная плата как правило 50 сен. Круглосуточный интернет есть далеко не везде, может быть только в больших городах, гарнитура и камера также не часты. Локальная телефонная связь возможна через таксофон, по карточкам или монетами. Дешевая международная связь только для соседних стран Азии.
Язык и общение
В Малайзии сложный этнический состав. Чуть больше половины населения составляют малайцы, они в основном мусульмане. В континентальной Малайзии восток и северо-восток полуострова населен преимущественно ими. Говорят они на малайзийском языке который и признан государственным, в городах знают английский. На втором месте по численности - китайцы, их около трети от общего числа жителей. Населяют они в основном крупные города на западе и юге полуострова, занимают высшие посты в экономике. Их религия буддизм и христианство. Между собой говорят на китайском, но все знают английский. Выходцы их Индии как правило индусы-тамилы имеют около 10 процентов от общего числа. Также как и китайцы распространены в крупных городах. Религия - индуизм и сикхизм, есть конвертированные в ислам тамилы. Говорят как на своем языке так и на английском (не все). Часто можно встретить индонезийцев гастробайтеров, они всегда улыбаются иностранцам. На Борнео немало филиппинских рабочих.
Как видно из этого повествования знание английского языка необходимо, причем в довольно хорошем объеме.Краткий малайзийский разговорник
Автостоп
Автостоп на полуострове разнообразен. Основная группа подбирающих легковые машины. Водители в основном понимают автостоп, в отличии от других стран юго-восточной Азии.
Континентальная Малайзия:
Главная магистраль страны из Таиланда в Сингапур являтся одной из автостопных в мире, даже те кто редко ездит автостопом проезжают эту трассу стопом. На ней самый легкий автостоп, 400 километров за световой день вполне реально. На других трассах стоп чуть хуже, в первую очередь это касается восточных и северо-восточных районов континентальной части страны заселенных мусульманами.
Саравак:
На основной трассе стоп один из лучших в стране, даже небольшое колличество машин не портит впечатление. Обычно 400 или даже 500 километров за световой день. Берут естественно в основном легковушки.
Сабах:
Чуть похуже чем в Сараваке, на западе штата высокая плотность городков и большее колличество локального транспорта, в остальных частях как в Сараваке, только трасса. 400 или чуть больше километров за световой день нормально. В отдаленных частях штата развит подвоз за деньги, это как правило небольшие легковушки или грузовички.
Вписки
Со вписками в Малайзии плохо. Малайзийцы не склонны к гостеприимству. Храмы так же не рады путешественникам. Сикхи как правило не вписывают, в первую очередь это относится к столице, в других местах возможно. В мечетях разрешено ночевать только мусульманам. На Борнее с гостеприимством чуть получше.
Но все эти минусы перекрываются одним плюсом, в Малайзии палатку можно ставить везде или почти везде. Автор этих строк дважды ставил палатку в парке KLCC в самом центре одного из красивейших городов мира.
Климат
Климат жаркий и влажный. Дожди с переменным успехом идут круглый год, в центре полуострова в больших количествах. Наиболее сухое время с февраля по июнь. Самый дождливый декабрь. Днем круглый год температура воздуха 30-35 градусов. Ночью 20-25. На Сараваке больше всего осадков, почти каждый день затяжные дожди. В Сабахе поменьше, особенно на востоке штата.
Полезная информация
В Куала-Лумпуре есть шикарный информационный центр MTC(Malaysia Tourism Centre). Расположен он на улице Jalan Ampang налево от башен Petronas, недалеко Пакистанское посольство. Там имеются различные карты и буклеты по всей Малайзии, есть интернет для ознакомления с интернет ресурсами Малайзии. Все услуги естественно бесплатные. Аналогичные центры имеются и в других крупных, и не очень, городах страны, расположены они в основном в туристических центрах.

© Горюшин Андрей, 2006,2008.

Посольства и консульства находящиеся в стране
Номерные знаки автотранспорта
Расстояния между городами
Фотографии из Малайзии

Ссылки по теме


Другие страны