Пакистан

Информация на 05-06.2007
Виза
Визу можно получить только в посольствах и консульствах, на границе виз не дают.
Два основных типа виз:
1. Транзитная на 15 дней,
2. Туристическая, может быть однократной, двукратной или многократной, со сроком прибывания месяц, для каждой страны своя стоимость, граждане России платят 120-130USD, в посольствах неродных для путешественника стран требуют рекомендательное письмо из родного посольства. Лучше всего делать визу в Дели или Катманду, в Дели посольство или правильнее сказать высшая коммисия(High Commision) расположена в центре посольского квартала, прием документов с 8-30 до 11-30, нужно заполнить анкету и еще одну бумагу, отдать две фотографии, рекомендательное письмо и естественно деньги - 5300 рупий Индии для россиян, виза готова утром следующего дня. Российское посольство расположено почти напротив, вход с тыловой стороны, письмо делают быстро и без лишних вопросов, приходтить в первой половине дня.
Международные переходы
Из Китая:
переход Tashkurgan-Sost на Каракорумском шоссе, через границу ходят автобусы, из Китая китайской компании, из Пакистана соответственно пакистанской, стоят около 20 долларов плюс четыре доллара за проезд через территорию национального парка, пешком и на велосипедах можно, но скорее всего нужно специальное разрешение, между Состом и Ташкурганом более 200 километров, переход работает с 1 мая по 31 декабря,
Из Индии:
единственный переход Atari-Wagha на автотрассе и железнодорожной ветке Лахор-Амритсар-Дели, переход ночью закрыт, закрывается в 17-30 по индийскому времени, но лучше пройти до четырех вечера. В Индии дизель-поезд Амритсар-Атари отправляется в 7-35, от станции до границы 4 километра, автобусов до границы нет, автобус Амритсар-Атари сворачивает с основной дороги за два километра до границы. В Пакистане есть автобус номер 4 из Лахора, едет до последнего городка, далее есть варианты. Церемония закрытия границы начинается в шесть вечера по индийскому времени.
Из Ирана:
единственный переход Zahidan-Taftan, как автомобильный, так и железнодорожный,
Из Афганистана:
1. Torkham-Landi Kotal - переход на перевале Khyber Pass трасса Кабул-Пешавар,
2. Spin Boldak-Chaman - переход на трассе в Кветту,
Автомобильные дороги
Движение левостороннее. Существует два основных типа дорог:
1. Трассы типа хайвей - Motorway(M), две трассы,
2. National Highway(N), основные трассы страны, связывающие главные города,
Основные трассы(N):
5 - основная трасса страны, начинается в Карачи, идет по левому берегу Инда, проходит через города Хайдерабад, Мултан, Лахор, Исламабад(Равалпинди), Пешавар и уходит в афганскую столицу Кабул, на большей части в виде моторвея по две полосы в каждую сторону, где этого нет там достраивается или проходит модернизацию, качество асфальта от удовлеворительного до хорошего с неудовлетворительными участками в виде ям, насыщена транспортом, в основном грузовым разных марок, на трассе можно встретить как древние Бедфорды, так и новые Волво последней модели, среди них есть чешская Татра, турецкий БиЭмДжи, австралийский Макк,
10 - Coastal Highway, из Карачи на запад вдоль берега моря,
25 - Карачи-Кветта,
35 - Karakoram Highway, от пятой трассы чуть западнее Исламабада на север в Китай через Гилгит и Сост, покрытие везде асфальт, в южной части трассы покрытие хорошее, в остальной, особенно горной части удовлетворительно-неудовлетворительное, много ям, камнепады, сели,
40 - Кветта-Тафтан, трасса в Иран,
45 - от пятой трассы восточнее Пешавара на север в Читрал,
50 - из Кветты в Дихан на трассе N55,
55 - от N5 в районе Хайдерабада на север вдоль правого берега Инда и далее в Пешавар, почти на всем протяжении в виде обычной дороги по одной полосе в каждую сторону, местами совсем узка, качество покрытия в основном удовлетворительное,
65 - из Кветты на восток в Шикарпур на трассе N55 и далее на пятую трассу,
70 - Кветта-Мултан.
Трассы типа хайвей(M):
1,2,3 - западнее Исламабада через Равалпинди в Лахор с ответвлением на Файсалабад, трасса типа 'хайвей' с необходимым сервисом и прочими порядками, по три полосы в каждую сторону,
9 - Карачи-Хайдерабад, обычный моторвей по две полосы в каждую сторону, качество асфальта удовлетворительное, короче чем по N5, все едут здесь.

Все трассы платные, стоимость проезда для легковой машины на пятой трассе около 0,3 рупии на километр. Тулгейты расположены часто.
Указатели есть на латинице, населенных пунктов в том числе.

Цены на топливо:
Бензин: 53,80-54 рупий, высокооктановый 65 рупий,
Солярка: 37,82-38 рупий,
Газ: 33,77 рупий,
Заправки общемирового уровня с необходимым сервисом.
Везде существует междугороднее автобусное сообщение. Стоимость проезда в обычном автобусе 0,5-1 рупия на километр. Городской транспорт в городах представлен в основном велорикшами и моторикшами, в крупных городах присутствуют городские автобусы, стоимость проезда на рикше около 10 рупий, на городском автобусе 5-10-15 рупий, зависит от расстояния.
Железные дороги
Железные дороги распространены на большей части страны. Колея в основном широкая(broad gauge), узкой колеи совсем мало и только на западе страны. Электрофицирован только небольшой участок к югу от Лахора.
По скорости поезда делятся на медленные пассажирские(Passenger) с остановками у каждого столба и быстрые экспрессы(Express), в пассажирских поездах вагоны в основном дешевых классов, в экспрессах наоборот. Нумерация поездов: чем меньше номер поезда тем он быстрее, пассажирские поезда с номерами как правило за 300.
Существует несколько классов вагонов в двух группах с кондиционером и без него:
1. самый дешевый эконом класс(Economy class), расположение по типу нашего плацкарта, только полок три, а сбоку только два сидячих места, полки мягкие, окна открываются полностью как на всех вагонах без кондиционера, есть туалеты и рукомойники, а в салонах работают вентиляторы, есть варианты вагонов только с двумя полками, в экспрессах билеты с местами,
2. A.C.(Air Conditioned) Standard, с кондиционером как и все далее, спальный, по типу нашего плацкарта, полок три, сбоку два сидячих места,
3. A.C. Lower(Special), шестиместные спальные купе, а в коридоре самолетные кресла,
4. A.C. Bisiness, шестиместные спальные купе,
5. A.C. Upper, двух и четырехместные купе,
Во всех экспрессах есть вагон-кухня, ресторана нет, по вагонам разносят еду оттуда,
Деньги и цены
Национальная валюта страны пакистанская рупия. Одна рупия делится на 100 пайса.
Курс покупки рупии: 1USD около 60 рупий.
Обменять местную валюту можно в банках или обменных пунктах в туристических местах.
В обороте встречаются купюры достоинством:
10,20,50,100,500,1000 рупий.
Монеты:
1,2,5 рупий

Цены на продукты как правило не высоки (цены указаны в рупиях): сендвич с яичницей и прочими добавками - 20, лепешка белого хлеба средних размеров 3-5, большой стакан свежевыжатого сока манго - 10, маленький - 5, тростниковый сок - 10, в целом поесть в кафешках можно за 20-50 рупий, есть как мясная так и вегетарианская пища, чай пьют как и в Индии только с молоком и сахаром, фрукты стоят 30-50 рупий. На некоторых фабричных продуктах максимальная цена указана на упаковке, сок(литр) - 55-70, 250мл - от 7.
Гостиницы
Стоимость номера повсеместно начинается от 100-150 рупий. Кемпинг в Исламабаде стоит 50 рупий.
Связь с внешним миром
Обычная телефонная связь дешева. Минута местной связи стоит 2-3 рупии, телефонные лавки обозначены как PCO(Public Call Office) расположены повсеместно, можно звонить оттуда и заграницу, минута с Россией около 20 рупий. Звонок с пакистанского сотового телефона в Россию стоит 22 с лишним рупий за минуту. Стоимость часа интернета стоит 10-20-30-40 рупий за час, есть только в городах, скорость медленная, дешевле в некрупных городах.
Язык и общение
Национальный язык страны урду. Имеет арабский алфавит, и свои цифры похожие на арабские.Краткий разговорник урду и цифры. Язык урду имеет много общего с языком пенджаби на котором говорят жители провинции Пенджаб, в других провинциях распространены свои языки. Английский язык имеет статус официального языка, его знает немалый процент населения, найти такого человека не проблема. В стране как и в Индии кастовая система построения общества.
Автостоп
Автостоп хороший или даже отличный, быстр только на пятой трассе, скорость за день будет около 400 километров, на остальных локальный и медленный, 200-300 километров. Автостоп называют как и в Индии -'lift' из английского языка, понимают его не все, в основном англоговорящие.
Большая часть берущих машин это грузовики, деньгопрос среди них отсутствует. Также подбирают легковые машины, среди них могут быть таксисты, проявляют себя они как правило при посадке. Подвозят также и мотоциклисты. Ситистоп возможен.
Вписки
Вписывают активно, особенно за пределами больших городов, но даже и там есть вписки. Палатку поставить возможно, места найти реально.
Климат
Зима нежаркая, в горах лежит снег. Весной жарко, температура на равнинных территориях поднимается до 45 градусов в мае и июне. После наступает короткий сезон дождей идущих до сентября, октября.
Полезная информация
Офисы туристической информации(PTDC):
Расположены в крупных городах и туристических центрах. Там можно получить информацию и бесплатные карты Пакистана, районов страны и крупных городов. Также существуют мотели под этой государственной компанией.

© Горюшин Андрей, 2007.

Посольства и консульства находящиеся в стране
Номерные знаки автотранспорта
Расстояния между городами
Фотографии из Пакистана

Ссылки по теме


Другие страны